- Времясчисление у евреев
- евреи считали день от одного заката солнца до другого; такой счет принят в Библии и сохраняется в церковном уставе и богослужебных книгах православной церкви. Для обозначения суток не было особого названия, говорили "утро и вечер"; день делился на вечер, утро и полдень, которые в свою очередь делились еще на более мелкие части, т. н. "стражи". Только после Р. Хр. у иудеев вошло в употребление разделение дня на 12 часов от восхода солнца до заката его, и часы эти изменялись, то удлиняясь, то уменьшаясь, в зависимости от долготы и краткости дней в летние или зимние месяцы года. Отдельные дни недели обозначались числами по порядку, начиная от субботы, что значит "покой". Субботу евреи посвящали Господу в память покоя Творца по окончании творения мира. Месяцы определялись движением луны и были попеременно то 29, то 30 дней, причем первые назывались недостаточными, а 2-е полными. Сперва они также обозначались числами: 1-й, 2-й, но во время вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия месяцев, которые и вошли в употребление. Месяцев было 12, но через каждые 3 года прибавлялся для уравнения лунного года (лунный короче солнечного на 11 суток) с солнечным 13-й из 29 дней. Названия месяцев: Нисан (март и далее), Зиф, Сиван, Таммуз, Аб, Елул, Тисри, Бул, Хислсв, Тебеф, Шват, Адар и Веадар. По временам года месяцы распадались на 6 групп: время посева, время произрастания, холодное время, время жатвы, лето и знойное время. У иудеев различались 2 года: священный и гражданский. Священный начинался с месяца Нисана, был установлен со дня выхода из Египта и по нему распределялись все великие праздники. В обыденной же жизни употреблялся гражданский год с сентября Тисри.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.